Кризис сделал свое дело. Разработчики на пути создания поисковых систем нового поколения

Кризис сделал свое дело. Разработчики на пути создания поисковых систем нового поколения

10.02.2007 - 11:03
Популярность события Нет комментариев
Средняя оценка читателей: 0
Комментарии (0), обсуждается на форуме

Интернет живет по тем же законам, что и любая коммуникационная среда. Основной принцип - саморегуляция. Причем направление развития Сети определяют и те, кто ее создает и те, кто ею пользуется. Многочисленные провайдеры прокладывают каналы и, разумеется, заинтересованы в максимальных объемах скачивания. Владельцы крупных порталов заинтересованы в увеличении посещаемости ресурса и больших рекламных бюджетах. И, наконец, сами пользователи, выбирающие Сеть как источник знаний, информации, общения и много другого. С недавнего времени появилась еще одна прослойка, растущая с каждым днем, - пользователи, которые сообщаются с Интернетом с помощью мобильных телефонов.

Практически любой пользователь начинает знакомство с Интернетом ради информации и соответственно, сразу сталкивается с проблемами ее поиска. На настоящий момент работа поисковых систем строится исходя из принципа отбора информации по образцу (pattern matching). Пользователь вводит слово или словосочетание и получает ссылки на документы, где данные слова встречаются. Такой метод безупречно работает для поиска файлов в ограниченном массиве данных. До недавнего времени он замечательно срабатывал и в Интернете.

Что изменилось? Интернет развивается, растет число ресурсов, а значит, и количество файлов, содержащих одни и те же слова и словосочетания. Сейчас все чаще приходится сталкиваться с трудностями при запросах. Попробуйте набрать, например слово «журналист» в каком-либо поисковике, вы получите огромное количество в большинстве своем ненужных ссылок. И с каждым днем найти действительно нужную информацию все труднее. А присоединение к Интернету новых пользователей, осуществляющих мобильный доступ, потребовало изменения подходов к представлению интерфейса поиска и выводу результатов.

Любая из существующих поисковых систем работает на базе заданных алгоритмов, и основная подсказка для запуска механизма поиска заложена в текст запроса. Но один человек, вводя запрос «парковка автомобиля», интересуется законодательством в данной области, а другой ищет ближайшую парковку. Конечно, механика работы поисковых систем далека от воплощения идеи «искусственного интеллекта», но потребности пользователей растут, и их надо удовлетворять.

Интернет был создан для обмена файлами, собранными и представленными на универсальном языке. Почему же так сложно усовершенствовать работающие механизмы поиска? Можно ли попытаться создать специальный язык поиска, или формализовать текст запроса? Или научить, наконец, машину понимать человеческий язык?

Научно-технологическая мысль не стоит на месте, разработки по усовершенствованию поисковых моделей ведутся постоянно. Но вновь вступает в силу основной закон саморегулирования сети. И тут мы сталкиваемся с тем случаем, когда сила действия рождает противодействие. Поисковая система вводит новую механику отбора сайтов с учетом веса сайта или частоты упоминания нужных слов - и разработчики тут же отвечают на нее соответствующей поисковой оптимизацией либо появлением сайтов-дорвеев. Каждый владелец маленького сайта стремится попасть в топовые позиции в результатах поиска, для чего использует все известные способы. Так и продолжается эта бесконечная борьба поисковых систем против сайтов, в ней зарегистрированных. Меж тем цели у всех общие - предоставлять пользователям максимально возможный объем информации.

Пока же происходит постепенное снижение результативности поиска «по соответствию». Отличить сайт, действительно отвечающий интересам пользователя, от сайта, закамуфлированного под интересующую его тему, становится все труднее. Естественно, подобный дискомфорт вызывает раздражение и опытных юзеров, и новичков, пытающихся общаться с глобальной сетью посредством мобильных телефонов.

Однако пока никакой альтернативы на рынке нет. В России, где сектор поисковых систем ограничен всего несколькими проектами, пользователю не дано выбора, он голосует «кликом» за тот проект, который избрал изначально и готов мириться с существующими недостатками, лишь бы был хоть какой-то результат.

В мире ситуация обстоит иначе. Отсутствие качественного улучшения в работе существующих поисковых механизмов подвигло специалистов к разработке принципиально новых моделей, получивших название «поисковые системы нового поколения», или коротко «спины» (от английского spin - вращать, крутить, изворачиваться, вылавливать). Эта проблема уже привлекла внимание самых крупных компаний-разработчиков и создателей успешных интернет-проектов. Достаточно назвать лишь несколько имен. В первую очередь речь идет о компании Google, которая присутствует в российском сегменте относительно недавно. Наряду с этим гигантом «поиском поиска» занялись также Yahoo и Microsoft. Общий список заявленных в данной сфере разработок уже насчитывает сотни проектов (полный перечень можно увидеть здесь ). В сфере поиска на базе мобильного контента также есть свои игроки, которые, не дожидаясь появления готовых продуктов, уже сейчас ведут борьбу за контракты с сотовыми операторами на установку своих будущих движков.

Проблема оказалась настолько насущной, что сразу привлекла внимание инвесторов - по скромным подсчетам, в разработку новых поисковых систем в разных странах уже вложено около 150 миллионов долларов. В Европе задача создания универсального «поиска для членов Евросоюза» даже вынесена на правительственный уровень.

Отметим, что на сегодня в числе заявленных проектов нет оптимально работающих сервисов, полностью или хотя бы частично реализующих идею «умного поиска нужной информации». Компании используют разные подходы, но всех их объединяет общая цель - борьба за рынок пользователей. Пока сложно судить, насколько успешным будет решение поставленной задачи. Однако стремление к совершенству всегда заслуживает внимания.

Point.Ru продолжит отслеживать эту тему. Мы будем сообщать читателям обо всех новинках и достижениях разработчиков в области «поисков поиска».

Материал подготовлен службой информации Point.Ru

Специальные предложения
РЕКЛАМА
Обзоры от TECHLABS.BY Rss
Новости компаний Rss